«Обзор», информационный ресурс про общество и политику на Юге России, разместил интервью с заместителем председателя оргкомитета конкурса «Регионы – устойчивое развитие» Татьяной Поправкиной.

«Бюрократия стала мешать развитию экономики больше, чем коррупция».

Не пускать на свою территорию тиражируемые и успешно реализованные проекты - ошибка региональной инвестиционной политики.

Сейчас продолжается прием заявок на весенний отбор федерального конкурса «Регионы – устойчивое развитие», организаторами которого выступают Торгово-промышленная палата России и крупнейшие банки страны. Цель конкурса – реализация в регионах инвестиционных проектов с крупной государственной поддержкой или участием.

О том, предприниматели из каких регионов активнее подают заявки, почему государственный подход к инвестиционной политике должен измениться, какие ошибки допускают при формировании инвестиционных программ местные чиновники «Обзор» расспросил заместителя председателя оргкомитета конкурса «Регионы – устойчивое развитие» Татьяну Поправкину:

— В списки победителей конкурса по итогам весеннего и осеннего отборов заявок в прошлом году попали 23 инвестиционных проекта на общую сумму финансирования более чем 18 миллиардов рублей. Общее же количество компаний, подавших заявки на участие в конкурсе — более тысячи. Особенностями этого года будет активное применение «Регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации при государственной поддержке инвестиционной деятельности» — документ готов к утверждению Минэкономразвития и заменит действующую схему взаимодействия при реализации проектов с государственной поддержкой. Замена обусловлена тем, что бюрократические процедуры мешающие продвижению инвестиций со временем совершенствуются, подстраиваются и приспосабливаются к новым условиям, поэтому должны совершенствоваться и механизмы их преодоления.

Какие регионы участвуют в конкурсе наиболее активно, проекты в каких сферах чаще всего предлагаются и в чем, на ваш взгляд, залог победы, на что обратить внимание готовящим заявки к весеннему отбору?

Большинство регионов достаточно активно участвуют в конкурсе. Понятно, почему: условия более выгодные. Ведь победители могут получить финансирование на срок до 15 лет под ставку рефинансирования от 1 до 3 процентов с ключевой ставкой 7,5% под проекты стоимостью от 50 млн рублей и выше — верхнего ограничения на проект не предусмотрено. Если инициатор проекта планирует реализовывать его самостоятельно, то цифры будут несколько другими и не в пользу предпринимателя. В том-то и одна из задач конкурса – не только оптимизировать временные затраты инициатора инвестиционного проекта, выступая в качестве «одного окна», но предложить максимально выгодные условия финансирования. Это достигается за счет договоренностей с рядом банков, с которыми мы сотрудничаем. Плюс, не стоит забывать и о том, что ряд проектов имеет право на государственную поддержку, о чем сам инициатор может и не догадываться. Мы помогаем и в этом.

Поступают и консолидированные заявки непосредственно от региональных координаторов, и, минуя их, некоторые обращаются напрямую к нам. В последнее время особенно плотный поток проектов поступает из Московской области, Башкирии, Карачаево-Черкесии, Татарстана, Ханты-Мансийского автономного округа. Наиболее популярные сферы деятельности — энергетика, АПК, промышленость, жилищное строительство, ЖКХ.

Залог победы, в первую очередь, — искреннее осознанное желание предприятия получить финансирование. Но без эффекта «волшебной палочки», когда один взмах и проект одобрен, деньги на счету, все довольны. Предприниматель должен в первую очередь реально оценить свои возможности, понять, хватит ли для участия доли собственных средств, выполнимы ли условия по участию в проекте. К сожалению, не все инициаторы проектов это осознают и относятся к конкурсу как к некой «золотой рыбке», которая выполняет желания безо всяких усилий.

Расскажите о динамике региональных инвестиционных проектов. Как изменились их состав и наполнение в связи с кризисом?

Количество поступающих на конкурс проектов увеличивается. Особенно это заметно по 2017 году. Предприниматели стали рассматривать проектное финансирование как реальный шанс запустить проект. Что не может не радовать, так это то, что грамотность инициаторов проектов существенно возросла. Стало намного больше проектов с высоким качеством проработки. Не «сырые», невнятные, как это было частенько еще несколько лет назад, а вполне себе продуманные, четкие и грамотные. Еще одно отличие — суммы запрашиваемых инвестиций стали выше. Проект на несколько миллиардов рублей уже не удивляет. Что же касается направлений проектов, то в последнее время стало появляться много инициатив по жилищному строительству и недропользованию. Это говорит и об общей тенденции, и о том, что люди настроены на серьезную, долгосрочную перспективу.

Татьяна Викторовна, Краснодарский край в силу нескольких факторов один из традиционных лидеров страны по инвестициям. А какие риски для региональной инвестиционной политики Кубани вы видите?

Краснодарский край — лидер по привлечению крупных холдингов и корпораций, в этом и есть самый главный риск как социальный, так и политический. Цель конкурса — брать лучшие бизнес-идеи на ранней стадии и создавать условия для реализации идей в проекты с обязательным созданием новых субъектов хозяйственной деятельности. Укрупнение бизнеса ни к чему хорошему не приводило, а вот конкуренция всегда способствовала развитию.

Минэкономразвития России начал сбор статистики по упущенным бюрократами инвестициям. Насколько масштабна эта проблема?

Это самая острая проблема, она стала мешать развитию экономики больше, чем коррупция. Если раньше чиновник брал взятку и что-то двигал и делал, то теперь чиновник обложился массой региональных законодательных актов и, чтобы не допустить ошибку, вообще ни чего не делает. Мы как раз работаем с Минэкономразвития по этому направлению. Регламент, о котором говорилось в начале, позволит разбить бюрократическую броню, потому что прописывает действия, сроки действий и ответственность за бездействие.

Бытует мнение, что многие предприниматели неохотно участвуют в программах государственной поддержки, больше рассчитывая на собственные средства. Так ли это и почему?

На собственные средства рассчитывают те, у кого они есть, и правильно делают. А те, у кого их нет, но есть светлая голова, команда и желание создать свое дело, охотно участвуют в государственных программах. Вот только пробраться в эти программы опять же сложно. Конкурс предназначен для того, что бы в этом помочь.

В чем ключевая ошибка регионов при формировании инвестиционных проектов?

Ошибка региональных органов власти в том, что они не пускают на свою территорию тиражируемые и успешно реализованные проекты. Стараются лепить непрочные бизнес- конструкции из того, что есть. Зачем? Наверное, для того что бы была видимость развития, сейчас это тренд.

Еще одна проблема — порой громко заявленные инвестиционные соглашения в регионах не доводятся до конца. Понятно, что на это влияет множество причин, но как региональные администрации могут минимизировать риски?

В первую очередь подписывать инвестиционные соглашения с банками — инвесторами и правообладателями проектов. Создавать по каждому инвестиционному соглашению координационные советы, на которых оперативно – это очень важно — решать текущие вопросы. Банковские кредиты требуют быстрого четко спланированного освоения.

Каких инвестиционных проектов вы ждете в 2018 году?

Ждем, в первую очередь, изменения подхода государства к инвестиционной политике. Мы предлагаем, как это можно сделать и надеемся, что в этом году государственное координирование инвестиционных процессов заработает надлежащим образом.